1. КОНТАКТНАЯ (КЛАССИЧЕСКАЯ) СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ
Система зажигания (рис. 1) предназначена для принудительного воспламенения рабочей смеси в камере сгорания двигателя электрической искрой, возникающей между электродами свечи зажигания. Искра образуется в результате подачи импульса тока высокого напряжения на электроды свечи. Возможные случаи изменения высокого напряжения при КСЗ показаны на рис. 2.
Функции генератора импульсов тока высокого напряжения выполняет катушка зажигания. Она работает по принципу трансформатора (рис. 3), имеет вторичную обмотку (тонкий провод, много витков), намотанную на железный сердечник и первичную обмотку (толстый провод, мало витков), намотанную сверху на вторичную. При прохождении тока по первичной обмотке катушки зажигания (см. рис. 1) в ней создается магнитное поле.
При размыкании цепи первичной обмотки прерывателем магнитное поле исчезает, при этом его силовые линии пересекают витки первичной и вторичной обмоток.
Во вторичной обмотке индуцируется ток высокого напряжения (до 25 000 В), а в первичной — ток самоиндукции (напряжением до 300 В), который имеет то же направление, что и прерываемый ток.
Вторичное напряжение зависит от величины магнитного поля и интенсивности его уменьшения, т.е. от силы и скорости уменьшения тока в первичной обмотке. Ток самоиндукции сохраняет ток в первичной обмотке, вызывает искрение и соответственно обгорание контактов прерывателя.
Рис. 1. Контактная система зажигания (KC3-KSZ) с трехклеммной катушкой. Обозначения клемм катушки зажигания в скобках применяются на иномарках: 1 — свечи зажигания; 2 — прерыватель-распределитель; 3 — выступ кулачка; 4 — упор; 5 — аккумуляторная батарея; 6 — генератор; 7 — выключатель зажигания; 8 — катушка зажигания
Рис. 2. Зависимость высокого (вторичного) напряжения U2 от времени t:
1
—отсутствие пробоя (предельные
возможности системы);
2
— пробой искрового промежутка (зазора)
в свече зажига
ния;
3 — "стекание искры" по увлажненному
бензином нага
ру на элементах
свечи при шунтирующем сопротивлении
~0,2мОм
Рис. 3. Устройство катушки зажигания:
I — изолятор; 2 — корпус; 3 — изоляционная
бумага обмоток; 4 — первичная обмотка; 5 —
вторичная обмотка;
6 — клемма вывода
первичной обмотки (обозначения:
"1","—", "К"); 7 — контактный
винт; 8 — центральная клемма для
провода высокого
напряжения; 9 — крышка; 10 — клемма подвода
питания (обозначения: "+Б", "Б","+",
"15");
I1 — контактная пружина; 12 — скоба крепления; 13 — наружный магнитопровод; 14 — сердечник
Для повышения вторичного напряжения и уменьшения обгорания контактов прерывателя параллельно контактам подключают конденсатор. При размыкании контактов прерывателя, когда зазор еще минимальный и вполне может проскочить искра, идет зарядка конденсатора.
Далее конденсатор будет разряжаться через первичную обмотку катушки, создавая в начальный момент импульс тока обратного направления, что ускоряет исчезновение магнитного потока и способствует, как отмечалось выше, росту вторичного напряжения.
Для каждой системы зажигания подбирается свой конденсатор. Обычно емкость конденсаторов лежит в пределах 0,17—0,35 мкФ. Так, для "Жигулей" емкость конденсатора, замеренная в диапазоне частот между 50 и 1000 Гц, должна находиться в пределах 0,20—0,25 мкФ. Любое отклонение в емкости конденсатора уменьшает вторичное напряжение. При зарядке и разрядке конденсатора вторичное напряжение не превышает 5 кВ.
Вторичное напряжение (напряжение пробоя) при оптимальном составе бензовоздушной смеси должно быть тем больше, чем больше зазор между электродами свечи и чем выше давление в камере сгорания. Обычно оно составляет 8—12 кВ, но для повышения надежности воспламенения смеси применяют системы зажигания, развивающие вторичное напряжение 16—25 кВ.
Такой двукратный запас необходим как в связи с изменениями в процессе работы самой системы зажигания (например, увеличение зазора между электродами свечи), так и в связи с изменением состава рабочей смеси. Только обеднение рабочей смеси, связанное с неисправностями в системе питания, может потребовать (для надежной работы двигателя) наличие напряжения во вторичной цепи до 20 кВ.
На рис. 3 показана "жигулевская" катушка зажигания с тремя клеммами, где обозначение "+Б" имеет только одна низковольтная клемма. Для повышения надежности пуска используются катушки зажигания (рис. 4, 5) с четырьмя клеммами (три низкого и одна высокого напряжения). За счет чего повышается надежность пуска при четырехклем-мной катушке? Если включение катушки зажигания, представленной на рис. 3, происходит через клемму "+Б" (батарея), то четырехклем-мная катушка включается через две клеммы "ВК" (включение) и "ВК-Б" (включение от батареи). Включение через клемму "ВК" идет от выключателя стартера, т.е. к клемме "ВК" подводится ток только при пуске двигателя. К клемме "ВК-Б" ток подводится от замка (выключателя) зажигания.
Обоснованность такого включения в том, что при пуске двигателя питание первичной обмотки идет большим током (соответственно получают более высокое вторичное напряжение). В этом режиме катушка может работать только короткое время, иначе она перегреется и "сгорит". После пуска питание идет через клемму "ВК-Б" и дополнительный резистор, уменьшающий величину тока в первичной обмотке. Дополнительный резистор также является вариатором, т.е. он изменяет сопротивление в зависимости от нагрева. При малых частотах вращения коленчатого вала двигателя ток успевает достичь большой величины, что нежелательно, так как начинают усиленно обгорать контакты прерывателя и возрастает возможное вторичное напряжение, которое при увеличении (например, с увеличением зазора между электродами свечи) может привести к пробою "в слабом месте" (например, в роторе распределителя). С нагревом же вариатор увеличивает сопротивление и уменьшает ток.
Полностью избежать искрения контактов прерывателя не удается. Уменьшить их искрение при КСЗ можно подключением параллельного конденсатора, а также установив минимальный зазор при разомкнутом положении в пределах 0,3—0,4 мм. Для автомобилей ВАЗ при КСЗ зазор должен быть в пределах 0,35—0,45 мм, что соответствует углам замкнутого и разомкнутого состояния контактов соответственно 52—58° и 38—32°. Если зазор в контактах прерывателя сделать больше или меньше рекомендуемой величины, то во всех случаях уменьшается вторичное напряжение. Причем в первом случае (зазор больше) искрение меньше, но уменьшается и угол замкнутого состояния контактов, а следовательно, и сила тока в первичной обмотке и вторичное напряжение. Во втором случае (зазор меньше) ток в первичной обмотке больше, но из-за искрения нет его резкого исчезновения и вторичное напряжение также уменьшается.
Искрят не только контакты прерывателя, но и два контакта ротора (бегунка). Например, центральный, в который упирается подпружиненный
|
"1" |
16 |
Рис. 4. Катушка зажигания:
I
— пластина; 2 — корпус; 3 — магнитопровод;
4 — сердечник; 5 — картонная трубка; 6 —
вторичная обмотка; 7 — кар
тонная трубка между
обмотками; 8 — первичная обмотка; 9 —
изолятор; 10 — вариатор (дополнительный
резистор);
II
—
резистор; 12 — резиновое уплотнительное
кольцо; 13 — пластмассовая крышка; 14 —
изоляционная втулка;
15 —
пружина, прижимающая пластину к клемме; 16
— клемма; 17 — клемма "ВК": 18 — клемма
"1"; 19 — клемма "ВК-Б"
|
угольный электрод, передающий импульсы высокого (вторичного) напряжения от катушки зажигания к ротору. При вращении ротора эти импульсы в соответствии с порядком работы цилиндров передаются от наружного контакта ротора к боковым электродам в крышке прерывателя — распределителя и далее к свечам зажигания.
Кардинальный способ уменьшить искрение контактов прерывателя при КСЗ — это уменьшить силу тока в первичной обмотке катушки, достигающего 5 А.
Рис. 5. Контактная система зажигания (KC3-KSZ) с четырехклеммовой катушкой: 1 — свечи зажигания; 2 — распределитель; 3 — стартер; 4 — выключатель за жигания, 5 — тяговое реле стартера, 6 — добавочное сопротивление (вариа тор); 7 — катушка зажигания |
При КСЗ большой ток протекает и через контакты выключателя зажигания (см. рис. 1, клеммы 30/1 и 15). При этом максимальная сила
тока при активной нагрузке (включение) может достигать 7 А, а при индуктивной (выключение) — 11,6 А. Иногда бывает, что из-за обгорани? и окисления этих контактов система зажигания отказывала и на hobon/ автомобиле.
На моделях ВАЗ-2104, -2105, -2107 с 1986 года в систему зажигания устанавливают дополнительное реле (см. схему БТСЗ, рис. 12) В этом случае через контакты выключателя протекает только небольшой (управляющий) ток. Дополнительно в цепях электрооборудова ния автомобиля из-за многократных быстрых размыканий и замыка ний, а также проскакивания искр возникают электромагнитные коле бания. Эти колебания непосредственно излучаются в пространстве источником искрения в одних случаях, а в других распространяются е виде волн вдоль проводов, служащих как бы передающими антенна ми. Возникающие на практике колебания перекрывают широкий диа пазон частот. Они могут создавать помехи на всех используемых е радиотехнике диапазонах частот (на длинных, средних, коротких к ультракоротких волнах). Дальность распространения таких колебаний зависит от их частоты. При частоте более 15 МГц эта дальность ста